Экономико-географическое положение
Заозёрск (Североморск-7, Мурманск-150, Западная Лица) — город близ губы Западная Лица Мотовского залива Баренцева моря. Основан в 1958 как база подводных лодок «Западная Лица» 1-ой Краснознамённой флотилии Северного Флота.
Город Заозерск является закрытым административно – территориальным образованием.
Площадь – 516 кв. км
Население –9,9 тыс. чел.
Плотность – 19,2 чел/кв.км
Транспортная удалённость административного центра муниципального образования
Наименование транспортного узла, расстояние |
Расстояние, км |
От областного центра (г. Мурманск) |
120 |
От ближайшей ж/д станции (г. Кола) |
106 |
От ближайшего аэропорта (г. Мурмаши) |
132 |
От ближайшего порта (г. Мурманск) |
123 |
Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2000 года № 1208 были утверждены границы ЗАТО и закреплены Законом Мурманской области от 29.12.2004 г. № 582-01-ЗМО. В состав ЗАТО входят: город Заозерск, базы Северного флота, а также территория губы Андреева.
Хозяйственная деятельность имеет направленность на обеспечение особого режима функционирования с обеспечением запретных и контролируемых зон, что обуславливает отсутствие материального производства в экономике, ограничение права ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом. Наиболее перспективное направление развития экономики – развитие потребительского рынка розничной торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг.
На территории ЗАТО города Заозерска, действует особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, предусматривающий ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, на полеты летательных аппаратов и иные ограничения, установленные действующим законодательством Российской Федерации, в части, касающейся закрытых административно территориальных образований, поэтому развитие туризма на территории муниципального образования крайне затруднено.
Имея особое географическое и геополитическое положение, ЗАТО город Заозерск выполняет задачу по обеспечению защиты рубежей России, безопасного и стабильного функционирования объектов Министерства обороны расположенных на его территории.
Минерально-сырьевые ресурсы
В настоящее время отведена земля для добычи строительного песка (песчаный карьер).
В пределах округа разведанные месторождения полезных ископаемых отсутствуют.
Лесные ресурсы
На территории муниципального образования лесной фонд отсутствует.
Заготовка живицы, выращивание лесных, ягодных, плодовых, декоративных растений, лекарственных растений, в ЗАТО городе Заозерске не ведется.
Ресурсы животного мира (охотничье-промысловые ресурсы)
На территории ЗАТО города Заозерска отсутствует охотничье хозяйство и охотничьи угодья.
Добыча объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, на территории Мурманской области носит любительский характер и осуществляется в соответствии с действующими Правилами охоты, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2010 № 512.
Водно-биологические ресурсы
На территории ЗАТО города Заозерска имеются озёра, реки Западная Лица, Малая Лица. Водоёмы богаты рыбой: сёмга и палия, кумжа, форель, и др. В омывающем Кольский полуостров Баренцевом море в изобилии треска, камбала, палтус, мойва, сельдь, краб, морская капуста. Вылов камчатского краба запрещен.
При условии передачи земельных участков, принадлежащих Министерству обороны РФ, муниципалитету возможно развитие прибрежного рыболовства, создание порта-пункта для принятия и обслуживания малых и средних рыболовецких судов, развитие на прибрежной акватории ферм по выращиванию лосося и доращиванию камчатского краба.
Экономическая ситуация
Бюджет ЗАТО города Заозерска является дотационным, поскольку большую его часть составляют безвозмездные поступления из бюджетов других уровней. Это означает высокую зависимость местного бюджета от бюджетов других уровней. Однако имеется тенденция к снижению этой зависимости.
В настоящее время установленные статьей 61.2 Бюджетного кодекса РФ доходные источники закреплены за бюджетами городских округов на постоянной основе: налог на имущество физических лиц, земельный налог, часть налога на доходы физических лиц (40%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения.
Реально же поступающие в бюджет города местные налоги составляют 27-32 % от общего числа доходов и не обеспечивают необходимый объем расходов бюджета.
Таким образом, задачами политики, проводимой органами местного самоуправления в области доходов местного бюджета, в первую очередь, являются увеличение налогового потенциала и выявление резервов роста неналоговых поступлений, а также совершенствование межбюджетных отношений путем разумного снижения трансфертов от бюджетов высших уровней.