Прокурор Кольского района разъясняет:
- Прокурор Кольского района разъясняет:
- Прокурор Кольского района разъясняет об уголовной ответственности за хулиганство.
Хулиганство является преступлением, направленным против общественного порядка, связано с его нарушением, и поэтому представляет общественную опасность, поскольку лицо имеет своей целью противопоставить себя окружающим, проявить к нему неуважение.
В части 1 статьи 213 УК РФ под хулиганством понимается грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:
а) с применением насилия к гражданам либо угрозой его применения;
б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
в) на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.
Явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним.
С субъективной стороны хулиганство характеризуется умышленной формой вины, что предполагает осознание лицом характера своих противоправных действий, желание их совершения и наступления общественно-опасных последствий от его действий.
В частях 2 и 3 статьи 213 УК РФ содержатся квалифицирующие признаки хулиганства, при наличии которых виновному может быть назначено более строгое наказание:
- применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия;
- совершение хулиганства группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка;
- хулиганство, совершенное с применением взрывных веществ и взрывных устройств.
За хулиганство в зависимости от наличия либо отсутствия квалифицирующих признаков преступления лицу, чья вина будет доказана в совершении данного преступления, может быть назначено уголовное наказание в виде штрафа в размере от 300 000 руб. до 1 000 000 руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет; обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов; исправительных работ на срок от одного года до двух лет; принудительных работ на срок до пяти лет; либо лишением свободы на срок до 8 лет».
- 2. Прокурор Кольского района разъясняет об особенности мошенничества в сфере кредитования.
Действующим законодательством (статья 159.1 Уголовного кодекса РФ) установлена уголовная ответственность за мошенничество в сфере кредитования.
Согласно указанной норме мошенничеством в сфере кредитования признается хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.
Заемщиком признается лицо, обратившееся к кредитору с намерением получить, получающее или получившее кредит в виде денежных средств от своего имени или от имени представляемого им на законных основаниях юридического лица.
Кредитором признается банк или иная кредитная организация, обладающая правом заключения кредитного договора.
Кредитные отношения регулируются гл. 42 Гражданского кодекса РФ и выражаются в разных формах. Это может быть коммерческий, банковский кредит, автокредит, ипотечный, потребительский кредит и т.д.
Обман при совершении мошенничества в сфере кредитования заключается в представлении кредитору заведомо ложных или недостоверных сведений об обстоятельствах, наличие которых предусмотрено кредитором в качестве условия для предоставления кредита.
Такими заведомо ложными или недостоверными сведениями могут быть: сведения о месте работы, доходах; сведения о финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации; сведения о наличии непогашенной кредиторской задолженности; сведения об имуществе, являющемся предметом залога.
Следует отметить, что при выявлении банком или иным кредитором заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, представленных заемщиком, и последующем отказе в предоставлении кредита такие действия заемщика квалифицируются как покушение на мошенничество в сфере кредитования.
- 3. Прокурор Кольского района разъясняет об особенности правового положения инвалидов в рамках трудовых отношений.
В целях обеспечения прав инвалидов на труд и повышения их конкурентоспособности на рынке труда, государством предусмотрен ряд гарантий для указанных категорий граждан в рамках осуществления ими трудовой функции.
Соответствующие нормы закреплены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовым кодексом РФ, иными нормативными актами.
Для инвалидов, занятых в организациях создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Не допускается установление в трудовых договорах условий труда инвалидов, ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками. Указанное требований относиться как к условиям оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, продолжительности ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков, так и к иным положениям договоров.
Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.
Кроме того, инвалиды, признанные в установленном порядке безработными, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.
Также в целях трудоустройства незанятых инвалидов, обеспечения их профессиональной адаптации и стабильной занятости осуществляется сопровождение при содействии занятости инвалидов. Под таким сопровождением понимается оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Решение о содержании и сроках осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида принимается органом службы занятости на основании заявления инвалида.
Нарушение требований законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов влечет предусмотренную законом ответственность.
- 4. Прокурор Кольского района информирует о правах органов внутренних дел при осуществлении административного надзора и права поднадзорных лиц.
Понятие «административный надзор» означает осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Органы внутренних дел при осуществлении административного надзора наделены правами:
1) запрашивать у организаций по месту работы и (или) месту жительства или пребывания поднадзорного лица и получать от них сведения о его поведении;
2) вызывать поднадзорное лицо в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для получения объяснений в устной и (или) письменной форме по вопросам соблюдения им установленных судом административных ограничений и выполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей;
3) проникать беспрепятственно в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
В соответствии со статьей 10 указанного Федерального закона поднадзорное лицо имеет право:
1) обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений;
2) обжаловать решения суда об установлении или о продлении административного надзора либо об установлении связанных с ним административных ограничений;
3) обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона;
4) обжаловать действия (бездействие) органа внутренних дел при осуществлении административного надзора.
Законодатель отнес правоотношения по установлению административного надзора к делам, возникающим из публичных правоотношений. Рассмотрение заявления об установлении административного надзора осуществляется судом в порядке административного судопроизводства с участием прокурора.
Прокуратурой Российской Федерации проводятся проверки деятельности органов внутренних дел по осуществлению административного надзора, проверяются соблюдение требований закона при направлении заявлений о его установлении, продлении и досрочном прекращении, выполнении возложенных обязанностей при осуществлении надзора, своевременность и правомерность прекращения административного надзора, в том числе соблюдение прав поднадзорных лиц.
Прокуратура обеспечивает недопустимость применения органами внутренних дел ограничений, не установленных судом, а также злоупотреблений при пользовании правами, предоставленными при осуществлении административного надзора.
- 5. Прокурор Кольского района информирует о работе в дистанционном режиме и возможность перевода работника на удаленный труд.
С 1 января 2021 года законодательно закреплены понятия дистанционной работы и возможность перевода работника на удаленный работу (Федеральный закон от 08.12.2020 № 407-ФЗ) .
Главой 49.1 Трудового кодекса РФ определено понятие дистанционной работы и порядок её организации. Так, трудовым договором или дополнительным соглашением к нему может быть предусмотрено три разновидности «дистанционки»: постоянная, комбинированная и временная (на срок не более 6 месяцев).
При этом в обстоятельствах форс-мажора для введения режима временной дистанционной работы достаточно локального акта.
Новым законом предусмотрено, что в случае невозможности перевода работника на «удаленку» временное прекращение работы расценивается как простой по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и оплачивается в размере 2/3 тарифной ставки, либо в большем размере, предусмотренном локальным актом.
Следует особо отметить, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не является основанием для снижения размера заработной платы.
Кроме того, предусмотрены максимальные возможности электронного документооборота между сторонами трудовых отношений при наличии их обоюдного согласия, а также обязанность работодателя обеспечивать дистанционного работника необходимым для выполнения трудовой функции оборудованием, программно-техническим средствами и средствами защиты информации, либо компенсировать затраты при использовании личной техники.
Названным законом также установлены, в том числе, дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником. Так, в случае невыхода на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд без уважительной причины трудовые отношение с сотрудником могут быть расторгнуты.
Отдельно стоит отметить, что нарушение права на неприкосновенность времени отдыха, так называемое «право на офлайн», расценивается как сверхурочная работа и может проходить только с письменного согласия работника и оплачиваться соответствующим образом.
Вступившие в силу изменения в законодательстве направлены прежде всего на защиту трудовых прав и обеспечение гарантий дистанционных работников.
- 6. Прокурор Кольского района информирует о том, что для некоммерческих организаций административный штраф заменен предупреждением.
Федеральным законом от 08.12.2020 № 410-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, некоммерческим организациям, а также их работникам, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
С 19 декабря 2020 года предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Одновременно расширен перечень правонарушений, в случае совершения которых наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение. В частности, к ним отнесены: распространение владельцем аудиовизуального сервиса материалов, призывающих к экстремистской деятельности или оправдывающих ее; пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской и иной запрещенной атрибутики или символики.
- 7. Прокурор Кольского района разъясняет как охотиться на белку по закону.
Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» белка отнесена к пушным охотничьим ресурсам.
Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512, сроки охоты на белку установлены с третьей субботы августа по 28 (29) февраля.
Охота на пушных животных в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих животных и в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности осуществляется в течение всего календарного года.
Правилами охоты установлен ряд требований к охоте на пушных животных. Так, при осуществлении охоты на пушных животных запрещается разрушение и раскопка постоянных выводковых убежищ пушных животных.
При отлове и (или) отстреле белки запрещается применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения, за исключением случаев использования световых устройств для добора раненых животных с соблюдением требований, установленных Правилами охоты. При осуществлении охоты на белку допускается применение пневматического охотничьего оружия.
С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила охоты, утвержденные приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477.
Новая редакция Правил регламентирует обязанности граждан при осуществлении охоты, в том числе коллективной.
В отношении белки предусматривается запрет охоты на нее с применением охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом и нарезных стволов охотничьего огнестрельного комбинированного оружия калибром более
Сроки охоты устанавливаются с 15 октября по 28 (29) февраля (продолжительностью не менее 120 дней).
- 8. Прокурор Кольского района информирует о новом в получении посылок и передач осужденными.
Федеральным законом № 222-ФЗ от 20 июля 2020 года внесены изменения в статью 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части, регламентирующей максимальный вес одной передачи, посылки и бандероли.
С момента вступления указанных изменений в законную силу (с 17.01.2020) предельный вес посылки и бандероли не может превышать
- 9. Прокурор Кольского района разъясняет зачем нужен понятой в уголовном процессе.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает такого участника уголовного судопроизводства, как понятой.
В соответствии со ст. 60 УПК РФ понятой - не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем для удостоверения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия.
Фактически понятой – это эпизодический участник уголовного судопроизводства, роль которого ограничивается участием в производстве конкретных следственных действий.
Законодатель определяет, что понятыми не могут быть:
1) несовершеннолетние;
2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;
3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
Наряду с другими участниками уголовного судопроизводства понятой наделен рядом прав и обязанностей.
Так, понятой вправе:
1) участвовать в следственном действии и делать по поводу следственного действия заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;
2) знакомиться с протоколом следственного действия, в производстве которого он участвовал;
3) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя и прокурора, ограничивающие его права.
При этом, понятой не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден.
За разглашение данных предварительного расследования понятой несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации. Санкция ст. 310 УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов; исправительные работы на срок до двух лет; арест на срок до трех месяцев.