Спасибо, газета, что свела нас вместе!

Лично мне судьба улыбнулась и позволила обрести последние составляющие, когда хмурым декабрьским днем 1997 года я с не менее хмурым лицом переступила порог редакции “Западная Лица”. Плохое настроение было обусловлено тем, что в Центре занятости населения мне, специалисту с двумя дипломами о техническом и экономическом образовании, предложили какую-то совершенно бредовую идею — поучаствовать в конкурсе на должность корреспондента в городской газете. Идея не подлежала обсуждению и была облечена в форму направления на работу, на котором главный редактор Александр Иванович Саввов должен был написать отказ, в виду моего несоответствия.
Коллектив редакции, состоящий из девяти человек, располагался в двухкомнатной квартире на пятом этаже здания городской Администрации. Кухня (она же курилка, она же — чайная, она же — кабинет главного редактора) была ядром зарождения творческой мысли. Восемнадцатиметровая комната, где помещалось пять столов, позволяла корреспондентам после беготни по городу в поисках новостей и интересных тем, сидя на своем индивидуальном рабочем месте, в тесноте да не в обиде, выражая свои мысли на бумаге. Два бухгалтера и наборщик, чья работа требует тишины и сосредоточенности, были в привилегированном положении и занимали еще одну маленькую комнатушку. Учитывая, что помимо постоянных обитателей этой малометражной “двушки” в ней все время находилась пара-тройка посетителей (из числа жителей или высокого начальства с первого этажа), здесь постоянно стоял шум и гам. Но воздух был пропитан не только сигаретным дымом, но и пьянящей атмосферой творчества.
Неудивительно, что мои намерения резко изменились, и мне безумно захотелось стать частичкой этого механизма. Завотделом городской жизни Ирина Никулина внесла меня под номером “67” в список претендентов, желающих проявить свою журналистскую жилку, и посоветовала написать пару заметок на вольную тему. К началу следующего рабочего дня я стояла возле стола замредактора Елены Сауренко с ворохом исписанной бумаги. Всю ночь я выплескивала на тетрадные листы свои мысли по поводу переустройства мира. И пусть эти реформаторские идеи вписывались в масштабы небольшого военного городка, главное, что о них мог услышать не только муж, воспринимавший их как привычный фон, сопровождающий принятие пищи, но и люди, от которых зависело претворение их в жизнь. Это была первая маленькая доза наркотика, именуемого “журналистика”, подсев на который, “соскочить” не так-то легко.
Как у всякого начинающего корреспондента, мои сочинения были полны обличительных, гневных нападок в адрес властей и казались гениальными. Но… Их гениальность была оценена лишь наполовину: все они были аккуратно отправлены в мусорную корзину, однако я получила первое редакционное задание. После пятой (тире — десятой) заметки, основательно отредактированной и сокращенной (к моему неудовольствию), но все же опубликованной (к моей великой радости), прозвучало долгожданное “приходи завтра с трудовой книжкой”. И я приступила к работе.
Мне повезло — я пришла работать в редакцию в эпоху перемен. К этому времени Александр Иванович Татаренков, первый редактор “Западной Лицы”, твердо поставив на ноги свое детище, переехал жить в среднюю полосу. Он передал бразды правления другому Александру Ивановичу — Саввову, военному журналисту, человеку творческому и инициативному, постоянно ищущему новые формы и в творчестве, и в сфере административно-правовой деятельности (очень скоро мы стали муниципальным унитарным предприятием Информцентр “Западная Лица”). Ему достался в наследство сколоченный Татаренковым коллектив едино- мышленников — Елена Сауренко, Ирина Никулина, Анатолий Фишкин.
Все они были людьми эрудированными, обладали высоким творческим потенциалом, но не были знакомы с основами журналистики, поскольку заканчивали вузы по другим специальностям. Учить трудиться профессионально людей, которые за четыре года работы и так чувствовали себя профессионалами, — задача непростая. Но Александр Сав- вов с ней справился успешно, и коллектив, поначалу встретивший новую политику в штыки, очень скоро стал работать по-новому, впитывая знания и опыт, которыми щедро делился Александр Иванович.
Что дала нам эта школа “практической журналистики”? Помимо резко выросшего тиража и неугасаемого интереса читателей — возросший уровень профессионализма и в дальнейшем востребованность и быстрый карьерный рост на медиа-рынке в самых разных точках страны. Елена Сауренко после переезда в Бологое создала и возглавила городскую газету “Перекресток”. Ирина Никулина, которая к глубокой скорби, ушла из жизни в прошлом году, создала Заозерский комитет по телерадиовещанию и печати в том виде, в котором он существует и сегодня. В настоящее время ЗКТРП возглавляет Ирина Кадомцева (Пяташкина), которая начинала свою журналистскую карьеру в качестве корреспондента газеты и также является последователем саввовской школы. Анатолий Фишкин — шеф-редактор Северокавказского отделения газеты “Московский комсомолец”. Наша “звездочка” Натэла Зубченко стала “звездой” и шеф-редактором государственного канала Астраханского телевидения. Да и я, переехав в Питер, а вернее в его окрестности (поселок Бугры), буквально через два дня после прибытия получила предложение от главы муниципального образования возглавить газету “Бугровский вестник”, которая через год была признана лучшим изданием Всеволожского района.
Есть еще один человек из плеяды среднего поколения — Лилия Дик (чей журналистский дар рассмотрел Анатолий Фишкин и, уезжая в 2000 году в Ставрополь, настоял, чтобы в штат взяли именно ее) работает для вас и сегодня. Она не просто редактор газеты, который планирует содержание номера и непосредственно отвечает за качество текстов, она “действующий штык” — редактор пишущий. К тому же, после сокращения должности корректора, в круг ее обязанностей входит вычитка газеты, и она несет ответственность не только за смысловую нагрузку текстов, но и за их соответствие правилам орфографии. А еще, как носитель традиций татаренковской и саввовской школы, передает свои знания и опыт ныне работающим корреспондентам — Алесе Данилич и Марии Павловой.
Еще одним неоспоримым плюсом “Западной Лицы” является ее дизайн. Тот облик, который существует на сегодняшний день, создал Александр Иванович Саввов. В течение семи лет газета создавалась методом высокой печати — это когда в типографии каждая буква каждого текста набиралась вручную. В 1998 году произошло техническое переоснащение редакции, связанное с переходом на офсетный метод печати. Это позволило нашим читателям получать более оперативную информацию, сама газета стала намного ярче, а иллюстрации — качественнее. Помимо нескольких компьютеров, был приобретен первый цифровой фотоаппарат, и корреспонденты стали осваивать смежную профессию — фотокорреспондента. Теперь они сдавали редактору не только тексты, но и иллюстрации к ним. В штат были приняты первые верстальщики — Артем Хиля и Елена Костюкова. Под руководством Александра Саввова они, да и мы вместе с ними, стали осваивать новые для нас профессиональные термины, такие как “кегль”, “интерлиньяж”, “трекинг”, “отбивка”, “подвал”, и т.д.
Десять лет назад пришла работать дизайнером компьютерной верстки Ольга Федоскина, которая внесла свою “изюминку” в оформление газеты. Сверстанные ею страницы безукоризненны и с технической, и с художественной точки зрения. Она является автором многих фото-коллажей, которые сделали тексты более выразительными и визуально привлекли внимание к публикациям. В разное время над дизайном газеты также трудились Оксана Филиппова, Ольга Александрович и Мария Панфилова, а сегодня — Виктория Чагина. И каждый из них подходил к своей работе творчески, старался, чтобы читатель, взяв в руки “Западную Лицу”, был не просто проинформирован о происходящих событиях, но и получил эстетическое удовольствие.
Надо отметить, что на протяжении десяти лет, которые мне посчастливилось работать в газете, творческий подход и неравнодушие к своему делу был свойственен всем сотрудникам редакции. Весь процесс — планерка, сбор информации, работа над текстами (а также над рубриками и заголовками), макетирование и, наконец, верстка газеты — сопровождался бурными обсуждениями и спорами, в результате которых рождалась “истина”, то есть продукт, за который нам не было стыдно перед читателем. Скажу, не кривя душой, что для нас работа была не вторым, а скорее, первым домом. Нередко вечерами и в выходные дни мы бросали семьи на произвол судьбы “ради нескольких строчек в газете”. Какое замечательное было время! Как искренне мы хотели, чтобы номер “получился”! Спасибо родной газете, что свела нас всех вместе! Мы были не просто коллегами — мы были единомышленниками, а со временем стали верными друзьями. И наше “братство” не разрушить ни времени, ни расстоянию!
Сегодня нашей любимой газете исполняется 20 лет. Хочется верить, что она по-прежнему любима и читаема. Хочется надеяться, что и сегодня в ней трудятся неравнодушные люди, которые верны былым традициям. Я от всей души желаю всем сотрудникам “Западной Лицы” творческих успехов! А еще — “держать планку”, которую поднял и все эти 20 лет высоко держал коллектив газеты!
Марина РУДЕНКО,
редактор газеты “Западная Лица” (2003-2007 гг.)
Опубликовано: