Опыт зарубежных стран

Известно, что за десять лет в обществе происходят весомые изменения, значительно снижающие эффективность применяемых в предыдущей кампании методов проведения переписи. Поэтому требуется внесение корректив в содержание опросных листов, методику сбора и обработку данных с учетом современных социальных и поведенческих факторов.
Перед проведением переписи всегда осуществляется серьезная всеобъемлющая работа с населением, основная цель которой - показать и убедить, что перепись – мероприятие полезное и необходимое. Она составляет основу национальной статистики каждой страны и является одним из наиболее важных источников сведений о демографической и социальной ситуации на региональном и глобальном уровне.
В развитых странах мира твердо убеждены, что выгода, получаемая в итоге переписи, значительно превышает затраты на ее проведение. Кроме того, перепись является своего рода стимулом политической жизни общества, способствует справедливому использованию и распределению общественных ресурсов.
Почти во всех странах мира существуют законы о статистике, согласно которым вся собранная в ходе переписи информация используется только для статистических целей и сохраняется строго конфиденциально. Информация, полученная о каждом конкретном человеке, не может быть передана какой-либо организации или частному лицу.
Переписные анкеты разных стран очень похожи. Для поддержания государственных социальных программ, в том числе программ помощи инвалидам, неимущим, сиротам, бездомным, предотвращения преступности, увеличения занятости, в анкеты включаются вопросы о физическом и социальном здоровье населения, условиях работы, способах и времени проезда до места работы.
Вместе с тем, в каждой стране используются свои механизмы подготовки к переписи и методы работы с населением, учитывающие национальные особенности и традиции общества.
ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Считать людей начали давно. Переписям населения в их современном понимании предшествовали учеты населения в государствах Азии и Африки, Египте, Месопотамии, Индии, Китае, Японии еще с 3-го тысячелетия до нашей эры, которые проводились для военных и фискальных целей (податное обложение). Счет велся в форме записей или имел символическое выражение. Известны учеты населения в Древней Греции и Древнем Риме.
В период раннего средневековья элементы учета населения связаны с описаниями хозяйств в писцовых книгах, кадастрах. На первый план в них выдвигались не люди или семьи, а такие единицы обложения, как дом, домашний очаг. С середины XVIII века интерес к изучению населения возрастает. Его начинают учитывать в ряде европейских стран (Австрии, Голландии, Дании, Испании), в Азии (Японии), в Америке. Однако эти учеты длились по нескольку лет, не охватывали все население (особенно привилегированные группы), либо ограничивались сбором сведений о взрослых мужчинах.
Начало переписей населения в их современном понимании обычно связывается с переписью населения 1790 года (США), 1800 года (Швеция, Финляндия), 1801 года (Англия, Дания, Норвегия, Франция).
В новое время первая "настоящая", то есть всеобщая, перепись населения состоялась в колонии Новая Франция (Квебек) в 1665 году. В США полной переписью занялись в 1790 году - она проходила под руководством государственного деятеля и просветителя Томаса Джефферсона. Семнадцать полицейских чиновников, сопровождаемые многочисленными помощниками, путешествовали по стране и, посещая домовладения, собирали ответы на шесть вопросов: полное имя домовладельца, количество свободных белых мужского пола от шестнадцати лет и старше, количество свободных белых мужского пола моложе шестнадцати лет, количество свободных белых женского пола, количество прочих свободных лиц, количество рабов.
Спустя тридцать лет настало время переписей в Италии, Испании, Англии, Ирландии, Австрии, во Франции. В 1851 году прошла перепись населения в Китае, затем в Японии (1871) и, наконец, в России.
Возникновение и развитие переписей населения было обусловлено потребностью государств иметь подробную и регулярную информацию о численности, размещении и составе населения, а также о его характеристиках, важных для данного периода времени.
В истории переписей населения можно выделить три этапа. На первом этапе (конец XVIII века – 1-я половина XIX века) закладывались основы организации переписей, определения их программ. В этот период начали регулярно проводить переписи населения каждые 10 лет США и Англия, каждые 5 лет – Франция и Швеция, каждые 3 – 4 года – Австрия. Проводились, хотя и нерегулярно, переписи населения в Дании, Исландии, Норвегии, а также некоторых колониях, в основном на территории Америки. Эти переписи учитывали ограниченное число признаков, не охватывали всего населения, обработка их материалов занимала много лет.
На втором этапе (2-я половина XIX века – 1-я половина XX века) переписи населения стали проводиться во всех странах Европы и Америки и в некоторых странах Азии и Африки. Развивалась теория и совершенствовалась практика переписи населения, вводились новые признаки, расширялись программы переписи населения и программы их разработки.
Большое значение для дальнейшего совершенствования переписей населения имела перепись населения в Бельгии в 1846 году, явившаяся как бы поворотным пунктом в переходе к переписям населения в современном их понимании. Она впервые была однодневной и учла строго наличное население.
Совершенствуется инструментарий переписей (стали появляться специальные бланки переписи и инструкции к ним). Переписи населения западноевропейских стран становятся однодневными, начинает применяться самоисчисление. Конкретизируется содержание учитываемых признаков, особенно возраста и занятия.
Новые признаки в программах переписей населения были связаны с изучением обще-демографических характеристик, грамотности, образования, миграции, рождаемости и смертности, социально-экономических характеристик населения (занятие, место работы и др.). Намечается переход к учету не наличного, а постоянного населения, либо к одновременному учету обеих категорий и разработке материалов переписи только по постоянному населению (США, Канада).
Существенное значение для усовершенствования организации переписей имели международные статистические конгрессы. Основные правила проведения переписей населения были выработаны на Брюссельской сессии конгресса 1853 года, которые уточнялись и обсуждались на последующих его сессиях и были сведены воедино на Санкт-Петербургской сессии 1872 года. Именно в это время были выработаны основные принципы организации переписей населения, которые в основном сохраняют свое значение до сих пор. В дальнейшем разработкой рекомендаций по переписям населения занимался Международный статистический институт, статистическая комиссия ООН.
Третий, современный этап начался с середины XX века в связи с растущей потребностью в информации о населении. Были проведены переписи населения в ряде стран Азии, а также в Африке, что связано с возникновением новых самостоятельных государств. В 70-е годы проведены впервые переписи населения в таких странах, как Йеменская Арабская Республика, Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Афганистан. К концу XX века переписями охвачено практически все население мира.
В настоящее время переписями охвачены практически все страны мира.
В развитых странах граждане законопослушны, и перепись населения там является гражданским долгом каждого.
За время проведения переписей населения накоплено достаточно практического опыта: есть универсальные способы, используемые при проведении переписей, а есть и специфические моменты, связанные с политическим строем, этническим составом и другими особенностями различных государств.
При подготовке Всероссийской переписи населения обращение к опыту организации и проведения подобных кампаний в других странах как никогда актуально: это продиктовано не простым любопытством, а желанием избежать повторения ошибок и найти эффективное решение возможных проблем.
Важность и необходимость Всемирной программы переписи населения и жилого фонда раунда 2010 года определены в резолюции Экономического Социального Совета ООН от 22 июля 2005 года №2005/13 и одобрено Генеральной Ассамблеей ООН.
ОПЫТ СТРАН ЕВРОПЫ
Великобритания
Последняя перепись прошла в Великобритании 29 апреля 2001 года. Это была 20-я перепись, и она проходила под лозунгом «Посчитайте меня!».
Перепись в стране опирается на законодательную базу – Акт о переписи Соединенного Королевства от 1920 года. В этом законодательном акте прописаны все правила проведения переписи, указано, какие категории граждан, домохозяйств, предприятий и учреждений подлежат учету, кто должен проводить перепись, в какой форме надлежит составлять опросные листы. Кроме того, обозначены правила найма переписчиков, служебные обязанности и методика проведения переписи. Законодательно вводится обязательная конфиденциальность персональных данных граждан, собранных в ходе переписи, и мера ответственности переписчиков за разглашение этих данных. Примерно за год до каждой переписи королева Соединенного Королевства Великобритании принимает отдельный Акт (с обязательной ссылкой на Акт о переписи 1920 г.). В этом акте уточняется методика проведения переписи, устанавливается дата проведения, выделяются средства финансирования кампании. Акт о переписи Соединенного Королевства от 1920 г. имеет основополагающее значение для регионов Великобритании и доминионов, входящих в Соединенное Королевство. Однако в регионах и доминионах часто принимаются поправки. Так, отдельный акт о переписи имеет Шотландия, Северная Ирландия и Уэльс, а также Канада и Австралия. Все они, тем не менее, ссылаются на Акт о переписи Соединенного Королевства Великобритании, принимая его за основу.
Переписные кампании в Великобритании проходят, как правило, в апреле. Социально-психологические исследования показывают, что апрель является самым благоприятным для жителей Великобритании месяцем для проведения подобных кампаний, когда устанавливается теплая погода, располагающая к проведению массовых мероприятий среди населения.
Перепись в Великобритании проводится каждые 10 лет, и с ее помощью формируется наиболее полная социальная и демографическая картина населения. Предыдущая перепись проводилась в Англии 21 апреля 1991 года. Естественно, при подготовке переписи не обходится без апробаций. Пробные опросы проводились в разных регионах Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, начиная с 1999 года. Общая стоимость переписи 1991 года – 134,5 млн. фунтов.
Довольно строгие требования предъявляются в Великобритании к социальным работникам, которых привлекают к проведению переписи. Они должны пройти специальный курс обучения. А за три дня до переписи объяснить всем жителям своего «подшефного» района, как правильно следует заполнять анкету. Социальные работники должны быть коммуникабельными, вежливыми, тактичными, терпеливыми, способными следовать детальным письменным инструкциям, хорошо организованными, способными ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме, а также хорошо работать в команде. К началу переписи им необходимо наладить контакт со взрослыми членами каждой семьи.
Программа переписи 2001 года была ориентирована на максимальный охват населения, и одновременно нацелена на то, чтобы свести до минимума усилия граждан. Если в 1991 году заполненные анкеты раздавали и собирали переписчики, то в 2001 году переписчики только доставили гражданам анкеты на дом. Заполненные анкеты граждане сами бесплатно отсылали по почте. Анкета была снабжена конвертом с обратным адресом и оплаченной доставкой. Был изменен дизайн и форма анкеты, направленные на легкость для заполнения. В новой анкете применялись специальные оптические распознавательные знаки для сканеров, позволяющие быстро считывать с них информацию. Девиз переписной кампании «Первоклассная кампания - значит первоклассная технология»".
Правительство Великобритании приняло решение исключить из анкеты переписи 2001 года вопрос о доходах, который, как показала практика, является основной причиной отказа многих граждан от участия в переписи. Для поддержания государственных программ по социальной помощи неимущим и предотвращения безработицы были включены вопросы о физическом и социальном здоровье населения, условиях работы, вплоть до упоминания вида транспорта, которым пользуется гражданин для того, чтобы доехать до места работы. Для охвата населения, не говорящего по-английски Министерством статистики Великобритании была учреждена специальная рабочая лингвистическая группа, в обязанности которой входило осуществление устного и письменного перевода анкет.
В ответ на вопрос о принадлежности к какой-либо религии, заданный в анкете 2001 года, почти 390 тысяч человек написали слово «джедай» (этот термин вышел из фильма 'Звездные войны'; смысл его – «защитник, покровитель»). После обнародования этого факта в Интернете была развернута агрессивная кампания, провозглашавшая, что «если число людей, которые пишут о себе «джедай», превышает 10 тысяч человек, то такое сообщество должно быть официально признано как одна из религий». В районе, где обычно проживают студенты Оксфорда, Кембриджа и других университетов подобного ранга, ответ «джедай» дали 2% населения, и это явление уже стало социальным. Государственное управление статистики Великобритании чисто по-английски подчеркивает, что «зато благодаря этому молодежь проявляет интерес к опросу общественного мнения о состоянии страны».
Законодательная база проведения переписи населения в Великобритании (в Англии, Уэльсе и Шотландии) опирается на Акт о переписи населения 1920 года, в котором содержатся положения о регулярном проведении переписи (но не чаще, чем раз в пять лет). В 1991 г. в него была внесена поправка в части конфиденциальности. Положения «Правил проведения переписи населения» стали предусматривать ответственность за несанкционированное разглашение информации, полученной в ходе переписи населения, лицами, имеющими отношение к проведению переписи.
Акт уполномочивает действующее на период проведения очередной переписи населения Правительство, предварительно получив на то согласие Парламента, подать прошение о проведении переписи королеве, которая направляет соответствующий Указ в Совет, назначая для переписи конкретный день. Когда Указ о проведении переписи сформулирован королевой и утвержден Советом, он должен быть утвержден Парламентом, в нем обозначен день проведения переписи, круг лиц, которые должны заполнить опросные формы, и лиц, которых нужно включить в эти формы.
Любопытно, что в 1086 году в Англии первая и единственная в то время в Европе осуществила перепись населения и имущества, известная как “Domesday Book” - Книга Судного Дня, как в Ветхом Завете, - тогда Вильгельм Завоеватель велел составить подробнейший реестр всех замков и домов и посчитать население, превратив миллионы свободных крестьян в крепостных и установил прямую вассальную зависимость феодалов от короля. Оказалось, что во всей Англии всего-навсего нашлось два миллиона душ!
Так что английская традиция связывает "день Страшного суда" не столько с библейским мифом, сколько с первой средневековой переписью населения и всего добра, которым обладала средневековая Англия. Такой "Страшный суд" принес неизмеримые блага стране, она научилась соразмерять свои планы с имеющимися возможностями. В этом, видимо, нужно искать объяснение тому, что в истории Великобритании было сравнительно мало провалов и поражений. Даже после краха английской империи Лондон сумел превратить территорию экс-империи в содружество, успешно объединяющее разноязычные народы, к тому же принадлежащие к разным цивилизациям.
Следующая перепись в Великобритании запланирована на 2011 год. Ожидается, что эта кампания станет самой крупной и дорогой за всю историю страны. Чиновники планируют с ее помощью определить подлинное количество иммигрантов в стране.
В анкетах появятся новые вопросы – в частности, как респонденты описывают свою "национальную принадлежность", а также какой у них паспорт, религия и этническое окружение. Также люди смогут указать, имеются ли у них сводные сестры или братья. Впервые у мужчин и женщин будут спрашивать, состоят ли они в браке с партнером своего пола. В графе о семейном положении будут предложены варианты ответов, характеризующие "различную степень развода".
На заполнение каждой анкеты у семьи из четырех взрослых человек уйдет примерно 40 минут. Анкету можно будет заполнить и в интернете. При этом передаваемая информация будет надежно защищена, и другие отделения правительства не будут иметь к ней доступа.
Ожидается, что стоимость данной переписи составит 400 миллионов фунтов стерлингов – по сравнению с 220 миллионами в 2001 году.
Италия
14-АЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩ
8-АЯ ПЕРЕПИСЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОМПАНИЙ, ЗАНЯТЫХ В СФЕРЕ УСЛУГ
5-АЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПЕРЕПИСЬ
Проведение переписи населения и жилищ, а также промышленных и сельскохозяйственных предприятий, компаний, занятых в сфере услуг осуществлялось Национальным институтом статистики Istat и Национальной Статистической Системой Италии. Проведение всесторонней переписи было распределено на три года, с 2000 по 2002 г. Основные цели и задачи переписи населения – пересчет граждан и отображение структурных характеристик населения, ревизия старых архивных данных и определение официальной численности населения страны.
Перепись проводилась по муниципальным округам в декабре каждого назначенного года. На обработку информации отводился первый квартал следующего за переписью года. Полученная информация использовалась для проведения статистического анализа положения в экономической и социальной сфере страны. Так, перепись населения и предприятий 2000 года показала, что доля предприятий, занятых в сфере услуг на 31 декабря 2000 года составила 69%, а занятость населения по стране возросла до 63%. Для сравнения следует отметить, что в таких странах, как Великобритания, Франция и США эти показатели значительно превышают 70%.
Такого рода переписи открывают возможность получить сведения чрезвычайной важности, самые разнообразные данные, имеющие первостепенное значение для жизни общества и являющиеся достоянием всего населения, применяемые в планировании, при принятии решений и проведении оценок. Информация, собранная с помощью переписи, гарантированно содержит детальное описание состояния населения по регионам и используется на всех уровнях управления, от дирекции предприятия до самых высоких правительственных структур. За этим следят специально созданные подразделения Института статистики Италии. Информация применяется для маркетинговых исследований, составления планов работы организаций, расчета объемов услуг и реализации новых проектов. Перепись требует хорошей подготовки и тщательной разработки структуры опросных листов, методики сбора и обработки информации. Всеми этими вопросами занимаются подразделения института статистики.
Все виды переписи основываются на единой территориальной базе, составленной из 500 000 первичных участков (подразделения переписи), в которой локализован весь массив информации. Таким образом, реализуется возможность проанализировать социально-демографическую и экономическую характеристики населения в заданной географической зоне, динамику развития предприятий и занятость населения, характеристики промышленных районов, процесс урбанизации, характерные особенности городских районов; получить сравнительные характеристики и выявить неравномерность развития отдельных регионов: севера и юга, центра и окраин, а в общем, обозначить различия между более и менее развитыми областями. Появляется возможность планировать и отслеживать реализацию политики и деятельности по всей территории страны.
Новый закон о порядке проведения статистических исследований и, в частности, переписи населения, домохозяйств и организаций был издан итальянским правительством в августе 2000 года. В нем указано, что при проведении переписи головной организацией назначается Национальный статистический институт Италии (Istat), а непосредственно президенту вменяется в обязанности осуществление надзора за проведением кампании. Кроме того, предписывается создание независимой комиссии по защите статистической информации, призванной следить за соблюдением прав граждан на конфиденциальность сведений личного характера, осуществлять проверку достоверности и надежности собранных данных. В законе предусматривалось приведение внутренних статистических структур Италии в соответствие с европейской статистической системой.
На административном фронте закон вводит три новых аспекта. Во-первых, исполнение государственных заказов контролируется Советом при президенте, а финансовая деятельность – Общим Советом директоров. Во вторых, отделу персонала и администрации поручается развитие людских ресурсов: повышение квалификации, перемещение в пределах и за пределами страны, продвижение и занятость персонала. В третьих, вводятся внутренние правила для учреждений, служебные обязанности сотрудников и нормы бумагооборота с тем, чтобы они соответствовали общепринятым, в том числе европейским, стандартам.
Руководящим органом национальной статистической системы страны является Администрация президента. Она планирует, направляет и проводит оценку деятельности Института статистики и его дирекции. Независимая комиссия, контролирующая качество статистической информации, назначается премьер-министром и обеспечивает сохранность и полноту собираемой информации, качество методик и технических средств, применяемых для сбора, обработки, защиты и распространения данных, а также контролирует соответствие стандартам и выполнение указаний соответствующих органов ЕС. В случае нарушения конфиденциальности комиссия обязана доложить об этом в контрольный орган, отвечающий за защиту частной информации.
Перепись 2001 года проходила в то время, когда было принято решение об отказе от методики прямого сбора, основанной на заполнении опросного листа, и переходе на сбор статистических данных по реестру в соответствии с тенденциями, наблюдаемыми в Европейском Союзе. Новые данные обрабатывались с применением новых технологий (современных оптических считывающих устройств), для сопоставления использовались административные источники (реестры муниципалитетов).
Распространение результатов переписи по всем аспектам полученной информации структурировано по разным видам переписи с обязательным учетом необходимости соблюдения конфиденциальности по частным данным и применением самых современных средств обработки в целях облегчения для пользователей работы с данными.
Работа по проведению переписи охватила: 21 миллион семей, 57 млн. граждан, 25 млн. жилых строений, 2,7 млн. сельских хозяйств, 4,5 миллиона предприятий и институтов. Она полностью задействовала национальную статистическую систему. В переписи было занято около 100 000 переписчиков.
Впервые за всю историю Италии результаты переписи 2001 года кроме традиционной численности населения позволили получить информацию о числе и состоянии жилых помещений. Таким образом, было достигнуто единообразие муниципальных реестров, необходимое для выполнения многих административных и социально значимых задач.
В целом, перепись населения открыла возможности подробной регистрации количественных и качественных характеристик иммиграционных процессов в Италии, особенно из стран, расположенных вне Европейского Союза. Таким образом, была сделана попытка заполнить информационный вакуум в отношении сведений по таким характеристикам иммигрантов, как типы семей, наличие несовершеннолетних, уровень образования, квалификация, условия проживания, время и причина переезда на жительство в Италию.
Официальные статистические данные формируют основу для определения политики и реализации программ на международном уровне. Поэтому Институт статистики Италии и его контрольные органы внимательно следят за тем, чтобы построение, содержание и методики, применяемые при сборе и обработке данных, соответствовали принятым, в том числе европейским, стандартам.
Польша
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПОЛЬШЕ 2001 – 2002 ГГ.
Проведение всеобщей переписи населения жилищ и сельскохозяйственных угодий в Польше началось в мае 2002 года. Это было значительное событие для Польши, поскольку последняя перепись населения проводилась в стране 14 лет назад – в 1988 году, а последняя перепись сельхозугодий была осуществлена в 1996 году. Перепись должна была зафиксировать те изменения, которые произошли в республике после распада социалистической системы в Восточной Европе и превращения Польши в демократическое государство с рыночной экономикой. Кроме того, перепись проводилась в соответствии с рекомендациями ООН, предложившей всем государствам планеты посчитать свое население на рубеже ХХ и XXI веков.
История статистических исследований в Польше имеет давнюю историю. В 1764 году в Речи Посполитой впервые была проведена перепись населения, ставшая также и одной из первых переписей в Европе. Последовавшие затем события, повлекшие за собой потерю Польшей государственного суверенитета, на долгие годы прервали национальную статистическую традицию.
Значительным событием стала первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 года, в ходе которой было подсчитано и население Царства Польского, входившего тогда в состав России. Первая перепись населения послевоенной Польши состоялась в 1946 году, затем жителей республики пересчитывали в 1950, 1960, 1970, 1978 и 1988 годах. Провести перепись в новом тысячелетии первоначально планировалось в 2001 году, однако в связи с финансовыми трудностями это мероприятие отложили на год.
Перепись проходила в соответствии с установленными международными нормами. Полякам было необходимо ответить на обычные вопросы о возрасте, поле, образовании, месте работы, национальности, а также дать характеристику собственного жилища и его бытового оборудования. Основной опросный лист, в котором содержатся вопросы о членах домохозяйства и жилище, оказался весьма обширным – он содержал 34 группы вопросов. В соответствии с законом о переписи 1999 года, поляк может не пускать к себе в квартиру или дом переписчика и заполнить переписной лист самостоятельно. Однако сделать это неподготовленному человеку непросто. Польские газеты писали о том, что переписчики в период обучения должны были ознакомиться с инструкцией объемом 200 страниц.
В соответствии с законом, каждый поляк был обязан дать полные и правдивые ответы на вопросы переписной анкеты. За отказ предоставить информацию грозил штраф, а за предоставление ложных сведений – наказание вплоть до лишения свободы. Вместе с тем, переписчикам запрещалось задавать вопросы о вероисповедании, политических взглядах, доходах или состоянии здоровья. Все они предупреждались об ответственности за разглашение конфиденциальных сведений о гражданах.
Перепись населения – весьма дорогое мероприятие. Для ее проведения в Польше правительством было выделено 600 млн. злотых, или около 150 млн. долларов. Опрос каждого поляка обошелся в 3,75 доллара. Это не самая большая сумма – во время переписи населения США в 2000 году на каждого посчитанного американца пришлось по 24 доллара, но и не самая маленькая. Почти столько же – 147 млн. долларов было выделено для проведения переписи населения в Испании. При этом по сравнению с соседями по Восточной Европе поляки оказались самыми «дорогостоящими» для статистики. Так, в Румынии на человека было израсходовано 1,25 долларов, а на все статистическое исследование – 2,75 млн. долларов. Каждый болгарин был переписан за полтора доллара, а из бюджета страны на перепись пошло 12 млн. долларов.
Весьма значительная часть «переписных» денег необходима для оплаты труда переписчиков. Всего для осуществления переписи было отобрано 210 тысяч добровольцев, которые работали на 30 тысячах переписных участков. Их зарплата зависела от того, насколько сложно проводить опрос в том или ином районе, и составляла от 1000 до 1500 злотых. Чтобы получить деньги по максимальной ставке – а это около 375 долларов, счетчику приходилось опросить 212 человек. Надо отметить, что перепись в Польше в некоторой степени имела характер разовой гуманитарной акции, поскольку 54% счетчиков – это официально зарегистрированные безработные, а еще 21% – поляки, не имеющие постоянной работы, но не состоящие на учете в службах занятости. Переписная зарплата для этих людей стала неплохой прибавкой к пособию по безработице.
При осуществлении такого масштабного и всеобъемлющего мероприятия, как перепись населения, невозможно достичь абсолютного единодушия в обществе по процедуре его осуществления. Не обошлось без скандалов и в Польше, причем даже в такой мононациональной стране (97% граждан республики – поляки) они возникали зачастую на национальной почве. К примеру, Центральный совет Союза Польских Татар заявил о том, что из переписных анкет следует исключить вопрос о национальности. Как заявил председатель Союза Селим Хазбиевич, люди будут бояться правдиво отвечать на этот вопрос, и перепись не сможет отобразить фактических данных (Союз Польских Татар насчитывает 120 членов и 800 сторонников). А директор Союза немецких культурно-общественных организаций в Польше Йоахим Неманн наоборот призвал этнических немцев, живущих на юго-западе страны, во время переписи населения признаться в своем национальном происхождении и двойном гражданстве.
Собранную в ходе переписи информацию Центральное статистическое бюро республики обработало к 2004 году. Согласно полученным результатам, население Польши в 2002 году составляло 38,3 млн. человек. За границей Польши живет около 1 млн. поляков. Перепись выявила, что 96,74 % населения Польши являются этническими поляками (вернее, причисляют себя к полякам), 97,8 % заявили, что дома говорят на польском языке. К другим национальностям отнесли себя 1,23 % процента населения страны, из них самые крупные этнические группы — силезцы-немцы (0,4 %), белорусы (0,1 %), украинцы (0,1 %), цыгане. Исключительно высокая моноэтничность Польши — следствие исторических событий середины XX столетия, радикально изменивших национальную структуру страны, — а именно, Второй мировой войны (холокоста) и послевоенных изменений европейских границ и связанных с этим массовых перемещений немецкого, польского и украинского населения.
В стране насчитывается около 13,8 млн. домашних хозяйств и 1,962 млн. фермерских хозяйств площадью свыше 1 га. Перепись также показала, что прирост населения страны, по сравнению с 1988 годом, составил 420 тыс. человек. Темп натурального прироста населения в Польше по годовой шкале составляет 0,08%, во время как в 1980-х годах составлял 0,63%. С 1999 года польское общество уменьшилось на 35 тыс. человек.
Вскоре после подведения итогов переписи президент республики Александр Квасневский отметил, что Польша должна подготовиться к принятию волны эмигрантов, поскольку «из-за демографических и экономических диспропорций в мире эмиграция — легальная или нелегальная — неизбежна». В предстоящей переписи раунда 2010 года перед польскими статистиками встанет проблема учета мигрантов и определение масштабов миграции.
ОПЫТ СТРАН СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА
Канада
Последняя перепись населения Канады состоялась в мае 2006 года. Канада является доминионом Великобритании, и перепись в стране опирается на Акт о переписи Соединенного Королевства от 1920 года. В этом законодательном акте прописаны все правила проведения переписи, указано, какие категории граждан, домохозяйств, предприятий и учреждений подлежат учету, кто должен проводить перепись, в какой форме надлежит составлять опросные листы. Кроме того, вводится порядок найма переписчиков, служебные обязанности и методика проведения переписи. Обязательно соблюдение конфиденциальности персональных данных граждан, собранных в ходе переписи, предусмотрена и мера ответственности переписчиков за разглашение этих данных. Согласно Указу о переписи населения и домохозяйств, который издает Королева Соединенного Королевства Великобритании, премьер-министр страны - наместник канадский - выпускает свое постановление, в котором с небольшими вариациями, со ссылкой на Акт Ее Величества, уточняется методика проведения переписи, устанавливается дата проведения, координируется выделение средств на финансирование кампании из центрального и местного бюджета.
Данные переписи, собранные в 2006 году были востребованы общественными группами, деловыми кругами и правительством для планирования образования и профессиональной подготовки, новой продукции и услуг, жилья для лиц пожилого возраста, медицинского обслуживания и многих других важных программ. В ходе переписи населения жители Канады впервые получили возможность заполнить свою анкету в разных форматах: в интернете или на бумаге. Для проведения переписи были разработаны 2 формы анкеты. В подробном варианте анкеты содержалось 53 вопроса, в краткой форме – 8 вопросов.
В рамках информационно-разъяснительной работы организаторы переписи 2006 года выпустили брошюру, в которую вошли вопросы подробной анкеты, а также объяснение причин наличия в анкете каждого из вопросов. Для помощи людям, родной язык которых не английский и не французский, вопросы переписи, а также пояснительные брошюры были переведены на 62 других языка, включая 18 языков коренных жителей.
Данные переписи использовались на всех уровнях в правительстве, в частном секторе и в социальных и общественных группах для планирования и разработки программ. Коммерческие предприятия применяли эти сведения для оценки спроса и в маркетинге своей продукции. Научные сообщества и средства информации - для получения картины о текущих интересах и тенденциях в канадском обществе. Муниципальные власти используют данные переписи, чтобы планировать услуги общественного транспорта, пожарной и полицейской служб, дотационного строительства, ухода за детьми, здравоохранения и много другого.
Вот как организаторы переписи разъясняли некоторые вопросы из анкеты 2006 года:
Ответы на вопросы 7 и 8 дают сведения о числе канадцев, испытывающих трудности и ограничения в своих повседневных действиях в связи с физическими и психическими нарушениями или в связи с плохим состоянием здоровья. Статистическое управление Канады использует эти сведения, чтобы получить более полное представление о тех проблемах, с которыми такие люди сталкиваются в повседневной жизни.
Вопросы 13-16 помогут осуществлению программ, защищающих права канадцев в соответствии с Канадской хартией прав и свобод. Полученная благодаря им информация позволит также определить потребность в курсах английского и французского языков и в предоставлении услуг на этих языках.
Вопрос 17 дает сведения об этническом и культурном многообразии населения Канады. Этот вопрос позволяет собрать сведения, которые требуются для осуществления положений Закона о культурном многообразии и Канадской хартии прав и свобод. Эти сведения широко используется также этническими или культурными ассоциациями, учреждениями и исследователями для деятельности в области о
Опубликовано: