29.04.2409.01.39
16+

Одиннадцатого апреля 2014 года состоялось совместное совещание глав закрытых административно-территориальных образований с представителями Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации

Озвучить
Одиннадцатого апреля 2014 года состоялось совместное совещание глав закрытых административно-территориальных образований с представителями Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Одиннадцатого апреля 2014 г. в Министерстве обороны Российской Федерации состоялось совместное совещание с главами закрытых административно-территориальных образований.
Участников первой встречи такого формата, целиком посвященной проблемам закрытых административно-территориальных образований, поприветствовал заместитель директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Д.В. Суханов. Даниил Владимирович обозначил основную проблему, связанную с отсутствием единого алгоритма действий, и предложил пути её решения: «До настоящего момента не была определена структура, отвечающая за все, что происходит в ЗАТО, и поступающие обращения вызывали вопрос принадлежности. ДИО в состоянии обеспечить координацию между всеми структурами, прорабатывающими тот или иной вопрос в отношении ЗАТО, подготовить позицию и принять решение». Замдиректора ДИО подчеркнул, что в рамках практической работы уже организовано взаимодействие с Минрегионом, который в целом по стране возьмет на себя ответственность за развитие ЗАТО и координацию их деятельности. «В отношении ЗАТО Минобороны в ближайшее время мы вместе с вами организуем работу, подготовим документы по стратегии социально-экономического развития ЗАТО. Те ЗАТО, которые будут сохраняться, должны развиваться», - подчеркнул Д.В. Суханов.
Даниил Владимирович поставил перед собравшимися первоочередные задачи – подготовка комплексных программ социально-экономического развития и предложений по поправкам, которые нужно внести в документы нормативно-правового регулирования: «Это две основные вещи, которые дали бы нам системно продвинуться еще на шаг вперед. В ближайшее время в ДИО появится отдел, который будет заниматься закрытыми административно-территориальными образованиями. Предлагаем рассмотреть те формы, которые предложил «Росатом».
Слово для выступления было представлено президенту Ассоциации ЗАТО Минобороны России, главе городского округа Власиха О.В. Агафоновой. Ольга Владимировна обозначила основные проблемы развития ЗАТО, исторически предопределенные несовершенной нормативно-правовой базой: «Постепенно ЗАТО, как муниципальные образования с большим потенциалом и системным уровнем развития в 90-е годы, пришли к сегодняшней ситуации. В соответствии со 131 федеральным законом вектор развития определен – муниципалитеты должны сами экономически себя поддерживать. Однако, в силу ограничений, накладываемых законом о ЗАТО, мы очень слабо или вообще не можем формировать инвестиционные проекты для развития экономического потенциала нашей территории». Основной налог, формирующий доходную часть бюджетов муниципалитетов, – земельный. По закрытым административно-территориальным образованиям он полностью отсутствует, что еще раз подтверждает необходимость системного подхода с учетом специфики этих муниципалитетов.
Проанализировав и систематизировав проблемы ЗАТО, О.В. Агафонова выразила уверенность в том, что важнейшие задачи для обеспечения эффективного развития территории – формирование действенного, реального, работоспособного генерального плана и программы социально-экономического развития, качественно выполнить которые можно только в тесном сотрудничестве с Министерством обороны и Министерством регионального развития. Ольга Владимировна привела в пример территорию, в границах которой функционирует дивизия: «Предполагается её наращивание или сокращение. И всю инфраструктуру социально-экономического развития мы встраиваем в систему градообразующего объекта. Тогда муниципалитет будет активным и действенным инструментом для его обслуживания».
Президент Ассоциации обозначила и другие проблемы, затрагивающие все закрытые административно-территориальные образования. Относительно проблемы перенаселения ЗАТО, когда на первый план выступает вопрос отселения или изменения границ по некоторым муниципальным образованиям, Ольга Владимировна предположила, что наиболее действенным механизмом решения этой задачи могло бы стать формирование государственной программы переселения из ЗАТО.
«Сегодня на отдельных территориях не достает детских садов, школ, медицинских учреждений, - отметила О.В. Агафонова и привела в пример такой факт, что бывший военнослужащий сохраняет за собой право на обслуживание в военной поликлинике, а его семья – нет. В то же время, уверена глава, если обозначить задачу переселения, по ряду муниципалитетов многие социальные проблемы будут решены.
Еще один системный вопрос, который подняла Президент Ассоциации, – вопрос задолженности предприятий Министерства обороны ОАО «Славянка» и ОАО «РЭУ»: «Практически каждый муниципалитет стоит на грани. По Власихе долг составляет 120 миллионов рублей. С августа 2013-го мы не получили ни копейки за поставку воды, тепла, коммунальных услуг на объекты Минобороны».
Ситуацию с обслуживающими организациями Минобороны России прокомментировал директор Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Д.А. Куракин, обозначив различие между ЗАТО Минобороны и не Минобороны: «Образующие ЗАТО структуры Минобороны, скорее всего, никогда не будут плательщиками имущественных налогов, это главное отличие от Минатома, Минпромторга и пр. Нам нужно в программах социально-экономического развития эту разницу показывать, чтобы обозначить различие в доходной базе».
Дмитрий Александрович обратился к О.В. Агафоновой с предложением провести мониторинг социально-экономических проблем ЗАТО Минобороны в рамках Ассоциации ЗАТО: «Сделать матрицу проблем – ранжировать, классифицировать проблемы и базировать наши предложения по программам именно отталкиваясь от наших проблем, как общих для всех ЗАТО, так и специфических по Минобороны. На основании этого анализа, общаясь с Минрегионом, мы сможем постоянно доносить до них этот момент. Считаю, если у ЗАТО нет перспективы получить свои доходы, надо менять систему дотаций».
Д.А. Куракин более подробно остановился и на вопросах ЖКХ: «Объекты ЖКХ достались С.Г. Шойгу в удручающем состоянии с точки зрения и своей экономики, и качества фондов, инженерных сетей, износ которых составляет более 80%. Суммарные долги «РЭУ» - порядка 60 миллиардов и каждый месяц увеличиваются на 1,5 миллиарда. Это мы уже за этот год сократили эту цифру путем оптимизации, передачи в муниципальную собственность. Было 2,5 миллиарда. Хотя тарифы «РЭУ» по теплу выше, чем в среднем по региону примерно на 30%. Основная проблема в больших теплопотерях, отсутствии контроля». Руководитель Департамента рассказал и о предпринятых мерах в решении этого вопроса. Сегодня подготовлена программа по «РЭУ», которая состоит из двух частей: за счет бюджета выделять субсидии на покрытие убытков и расчет с кредиторами, что позволит к осени свести долги по «РЭУ» к минимуму, затем будет запущена программа реновации фондов совместно с базисным стратегическим инвестором: «У нас есть предложения от Газпрома, Ростехнологий, - пояснил Дмитрий Александрович. - В этом году мы должны решить вопрос с «РЭУ». «Славянка», в отличие от «РЭУ», способна за счет оптимизации своей деятельности вывести свою экономику из кризиса. Проблемы «Славянки» связаны с финансированием со стороны Минобороны, у нас есть понимание, как решать эту проблему».
Со своими вопросами, предложениями и замечаниями выступили главы других ЗАТО, присутствовавшие на встрече. В основном, были более детально обозначены проблемы, озвученные Президентом Ассоциации.
Глава ЗАТО Озерный Тверской области Н.А. Яковлева акцентировала внимание на предстоящем банкротстве муниципального унитарного предприятия ЖКХ, единственного на территории, которое снабжает водой и теплом не только воинские части, но и население.
Глава ЗАТО Заозерск Мурманской области М.Н. Марьин зачитал обращение от жителей по вопросу переселения из ЗАТО, обозначив большую значимость этого вопроса в условиях крайнего севера.
Глава ЗАТО Свободный В.В. Мельников выступил с предложением об установлении контроля за принятым решением по вопросу компенсации долгов «РЭУ» и «Славянки», чтобы они доходили до управляющих компаний.
Представитель главы ЗАТО Звездный городок М.Ю.Каркавцева обозначила проблемы приёма-передачи имущества в муниципальную собственность. Центр подготовки космонавтов, являющийся основным градообразующим объектом, с 2009 года из Минобороны перешел под юрисдикцию Роскосмоса. Органы местного самоуправления были сформированы в 2010 году и не участвовали в основных мероприятиях по приему-передаче имущества: «Земля не принята, что сказывается на формировании местного бюджета. Объекты жизнеобеспечения - котельная, водозабор - были переданы в ведение ЦПК, но это не их полномочия и занимаются они ими по остаточному принципу. В муниципальную собственность сети не приняты, нет технической документации, в результате эксплуатации они изношены, требуют ремонта. Но мы не можем войти в областные программы областные, поскольку не оформлено право собственности». То же самое, по словам М.Ю. Каркавцевой, касается и ряда социальных объектов – гостиниц, спортивных комплексов.
По данной ситуации Дмитрий Александрович Куракин отметил, что решение этих вопросов довольно сложное: «Ольга Владимировна как человек, прошедший большой и трудный путь по передаче социальной и инженерной инфраструктуры в собственность ЗАТО, понимает, как нелегко это решить. В первую очередь потому, что ДИО оформляет решения, которые принимают другие, в первую очередь, командование, которое курирует ЗАТО». При этом он подчеркнул, что все муниципальные образования можно разделить на два противоположных лагеря – одни готовы принимать все, другие не готовы принимать ничего из-за отсутствия средств на восстановление, приведя в качестве примера Власиху: «Ситуация по фондам одинакова везде. Документов нет ни на что. Если у ЗАТО есть возможность самостоятельно подготовить техническую документацию на сети и кадастр на землю, это серьезный аргумент в пользу решения вопросов передачи, мы готовы наладить взаимоотношения. Ольга Владимировна успешно прошла этот путь».
Подводя итоги совещания, директор Департамента имущественных отношений отметил, что эта встреча позволила выделить существенные проблемы, свойственные всем закрытым административно-территориальным образованиям, и выразил уверенность в том, что с созданием отдела и назначением кураторов вопросы по территориям будут решаться более успешно и оперативно.


Оксана Александрова







Опубликовано:
Пожалуйста, подождите.